Официальный сайт Тамары Михеевой

 

Отзывы и критика

Ее творчество питается соками родины

Какими вкусными были в детстве книги! Кто читал – тот поймет. «Витя Малеев…», «Два капитана», «Кортик»… Хорошо было читать на уроке биологии. Старенькая биологиня не сходила с места, читала тот же учебник, что лежал перед всеми на парте. А самым экстремальным было чтение на уроках физики. Николай Федорович имел обыкновение, объясняя очередной закон Ома, прогуливаться вдоль рядов. Зачитавшись можно было получить в стриженную башку здоровенного щелбана. Сами понимаете, всякую дрянь нас трудно было заставить читать в столь трудных условиях, поэтому книги, прочитанные под партой, запомнились на всю жизнь. Вот в эти воспоминания я окунулся, когда читал книжку молодой писательницы Тамары Михеевой «Асино лето». Эту книжку ребятишки точно будут читать, в том числе и под партой. События ее разворачиваются на территории знакомого всем устькатавцам лагеря «Светлячок». В сюжет затейливо вплетаются персонажи, которым позавидовала бы и писательница, создавшая «Гарри Поттера». Сказочный мир книги наполнен отнюдь не пустой фантазией. За всеми персонажами – какое-то тонкое, своеобразное понимание жизни. Их поступки наполнены своей необычной логикой. Книга получилась очень доброй и теплой. Такие нужно читать на ночь, всей семьей. Это то, что создает недостающее многим чувство дома, защищенности. В жизни молодой писательницы недавно произошло знаменательное событие. На средства, полученного в результате творческого конкурса-гранта, Тамара Михеева смогла издать в челябинском издательстве Марины Волковой эту книгу в чудесном переплете.
Давайте вместе с автором порадуемся ее новой удаче и поздравим себя с тем, что наш городок способен рождать таких талантливых детей. Вырастая, они приносят в этот мир добро и радость.

Николай Коледин, главный редактор газеты «Усть-Катавская неделя»

Две дороги на лысый остров

Когда ты ещё ребёнок и жизнь твоя (как думают взрослые) проста, хочется как раз невероятных сложностей. Пожить на северном полюсе или в тайге. Построить на огороде шалаш, натаскать туда еды, одеял и книжек и жить там с неделю, а то и год. Выкопать землянку и побыть в таких условиях, о которых то и дело рассказывает дедушка – ты его хуже, что ли?..
Или попасть на такой остров, вокруг которого будут плавать дельфины. С ними можно дружить, кататься на них можно. И, скажем, на острове будешь жить ты один. Или пусть там живут учёные, которые исследуют повадки дельфинов, с ними наверняка можно ужиться! Именно о таком острове идёт речь в книге Тамары Михеевой «Лысый остров».
Двенадцатилетний Листик – единственный на острове ребёнок. Казалось бы, он – воплощение мечты каждого из нас! Но Листик, видимо, не знает об этом и тоже мечтает... В первую очередь – о друзьях. Ведь, когда они появятся, можно будет провести экскурсию, которая вряд ли будет интересна взрослым – показать твой, настоящий остров! Не достопримечательности, а тайны... И тогда окажется, что остров живой. Что рядом с тобой живут удивительные существа, и твои друзья обязательно узнают, как бы познакомиться с ними. А потом обязательно начнутся приключения, загадки и опасности. Но какое же всё-таки счастье – когда оказывается, что ты совсем не знаешь острова, на котором жил!
Автор её, Тамара Михеева, очень хорошо помнит, каково это – быть ребёнком. И забывать об этом вовсе не собирается. А значит – нас ждёт множество книг, интересных и неожиданных.

Наталья Дубина, детский писатель

 

Отзыв на книгу «Лысый остров»

Когда девочка была маленькая, она любила смотреть в старые колодцы, шептаться с деревьями и придумывать разные истории обо всём, что видела вокруг и том, чего, как правило, не видели другие. Историй было много: о разноцветных зонтиках, печальных цветах и весёлых принцессах. Потом девочка выросла, но подозреваю, что она до сих пор здоровается со знакомыми деревьями и заглядывает в старые колодцы. А ещё она до сих пор придумывает разные истории. Одна из них перед вами.

Эта история – о мальчике Серёже и его друзьях. Автор никогда не была 12-летним мальчиком, но она каким-то образом прекрасно осведомлена о том, что интересует 12-летних мальчиков, о чём они думают, чем дорожат, чего боятся. Она отлично знает, что для таких мальчишек нет ничего значимей законов дружбы. Такие мальчишки не сомневаются в возможности чуда, они просто знают, что чудеса случаются не только в неведомых странах, но они происходят здесь и сейчас, и гораздо чаще, чем кажется. И рядом с нами может жить неизвестное племя загадочных людей и сновать под ногами невидимый зверёк, кабинет директора научного центра легко спрячется от ненужных взглядов, а по ночам по пляжу будет разгуливать старый кедр…

Но эта книга не только о чудесах и увлекательнейших приключениях. Эта книга – о взрослении, о горьких потерях и разочаровании, об обретении друзей и цене, которую приходится платить за свои ошибки. Эта книга о том, что в жизни каждого человека наступает такой момент, когда он должен взять на себя ответственность за то, что происходит в его мире, иначе этот мир может исчезнуть. А вместе с ним и все его чудеса, в существование которых мы тоже вслед за автором и его героями – безоглядно верим.

Эта книга о том, что между нами и нашими детьми нет непреодолимой границы.

Я очень жду того монета, когда мои дети подрастут, и однажды вечером, усевшись под жёлтой лампой, я прочитаю им эту замечательную, умную и добрую книгу. Уверена, им понравится.

Наталья Михеева

Отзывы на книгу «Асино лето»

Жаль... Как невыносимо жаль расставаться с Прасковьей Шустовой и Кукумбером. Не хочется уезжать из «Светлячка» от гномов и солнечных зайчиков.
Но в глубине души понимаешь, что когда-то такое лето было и в твоей жизни. Нужно только вернуться в него. Вспомнить, как ласковая волна лениво плещется у понтона. А мальчишки сосредоточенно ловят самодельными удочками чебаков. И слышно как переговариваются в вышине золотистые сосны – в сончас в лагере особенно тихо.
Какая пронзительная и добрая книга! Мои мальчишки подрастут, и я точно знаю, что в их жизни обязательно наступит такое же волшебное лето, как у Аси. Пусть у нынешних мальчишек и девчонок будет больше таких же «летящих» книг, как «Асино лето»! Спасибо!

Марина Юрина, детский поэт

 

Сказать, что книга Тамары Михеевой «Асино лето» — замечательная, значит не сказать ничего. Это потрясающая, удивительнейшая книга! И прежде всего, по царящему в ней волшебству! Сказочный мир изобилует такими подробностями, он так правдив, так реален, так настоящ, что погружаешься в него с головой. Вырваться из этого плена нет никакой возможности, сюжет захватывает, книга читается на одном дыхании.
Кого только нет в этой великолепной доброй истории: и чумсики, и летающие гномы, и феи, и Грозовой Человек, который управляет снегами, дождями и молниями, держа их до поры до времени в пробирках и колбах.
Там привидения шьют изумительные платья, в которых можно танцевать на балу, а солнечные зайчики лечат коленки и даже спасают жизнь.
Там можно абсолютно все - летать самой, пить уменьшительный мед и становиться маленькой, дышать под водой, побывать в домике Эхо, того самого, из мультфильма!!!
А еще не спать ночью, когда весь лагерь смотрит десятый сон!
Там распускаются волшебные цветы, хоть в роднике, хоть в горшке, там можно увидеть саму Весну, семью ветерков и шорохов, там возможно все невозможное. Абсолютно!
И когда приходит Беда, настоящая, горькая, страшная, то даже ее можно победить!
Что только не придется пережить девочке Асе, чтобы спасти своего друга Кукумбера!
И в подземном царстве побывать, и в речном, и в небесном, пережить миллион страхов, сомнений и печалей. А еще работать с утра до ночи, до мозолей. А выдумали, в сказках все просто так? Взмахнул волшебной палочкой — и нате? Как бы не так!
Мир этой книги необыкновенно светлый, мудрый и добрый, не дает забыть, что все вокруг, дается большим трудом. Не дает забыть, что есть благородство, самоотверженность и любовь — понятия, которые стали подменяться другими и как-то забываться нынешними детьми, если они вообще о них знали.
Обыкновенная девочка обыкновенным летом приехала в обыкновенный лагерь…
Скучным людям все кажется обыкновенным, бесцветным и неинтересным.
К сожалению, подрастают скучные дети, не умеющие фантазировать, зажатые рамками компьютерных игр, не умеющие придумывать свои.
Мне кажется, прочти, они эту книгу, она бы перевернула их взгляд на мир.
Потому что если приглядеться, прислушаться, то обыкновенный мир, превращается в необыкновенный. Его только нужно суметь рассмотреть, в него нужно поверить!
Дойди эта книга до читателя – у нас бы выросло другое поколение детей, умеющих мечтать, думать о настоящем, а не о мобильных телефонах, вообще мыслить категориями добра и света, а не вещей.
Рекомендую эту книгу всем школьникам, их папам и мамам! Читайте вместе, грустите и радуйтесь – наслаждайтесь превосходным языком, ярким и увлекательным сюжетом!
Эта книга – большое событие в мире детской литературы, не пропустите ее!

Елена Ракитина, детский писатель

 

Попасть в сказку

Бывают такие книги, открываешь и слышишь – шумит море, или грохочут горные обвалы, рокочут далекие грозы. Читаешь их, и словно на яву видишь далекие страны, неизвестные миры. А открыв книгу Тамары Михеевой, попадаешь в лето и в сказку.

Детский оздоровительный лагерь «Святлячок», куда приехала на все лето Прасковья Шустова («Но можно просто Ася» ), окруженный сосновым лесом, опоясанный речкой, оказывается местом совершенно необычным. Это целый мир, населенный сказочными существами и существами лагерного фольклора. Это и гномы, и феи, и Речной царь с царевной, и семейка ветров, и шорохи, и Угомон Костюша, и Белый монах, и чумсики, и хозяин Грозового дома – Грозовой человек, и даже Хозяйка лета – Царевна Лебедь. Все они вполне мирно сосуществуют в лагере и становятся верными помощниками главной героини.

Что нужно для того, чтобы попасть в сказку? Кому-то для этого нужен волшебный шкаф, кому-то волшебная книга. Но иногда достаточно веры в чудо, доброго сердца и отваги как Асе. Встретить на сосне, куда улетела шляпа, настоящего, только не очень взрослого гнома Севку она, конечно, не ожидала. Она «смотрела на гнома Севу во все глаза. Ну, надо же! Настоящий гном! Славный такой, большеглазый, улыбчивый, рыжие вихры торчат из-под колпачка». Но тут же приняла правила игры и вслед за Севкой появились алый гном – Горыныч («Мама так назвала… я такой умный, будто у меня три головы, как у Змея Горыныча») и золотистый гном Еж («потому что я – Еж »). Со знакомства с гномами и начались Асины приключения.

Казалось бы, что необычного может быть в засохшем цветке герани, который стоит на окне в комнате девочек седьмого отряда . «Звезда в августовский звездопад упала, давно еще, лет пять назад, и попала в цветочный горшок. Прижилась там. А из звезды герань выросла». Но ухаживать за цветком поручили феям Марусе и Манюне, которые, как и все девчонки на свете иногда забывают о важных поручениях. Цветок засох, а по лагерю стали ходить о нем страшные легенды: «Он проклят», - большеглазая вертлявая Алена смотрела очень серьезно. – «Кто дотронется – через три дня умрет! И выбрасывать нельзя. Кто выбросит – тот тоже умрет, на месте». И если легенда укрепится, доживет до следующего лета – цветок на самом деле будет проклят. Чтобы спасти волшебный цветок и помочь нерадивым Марусе и Манюне Ася отправляется в свое первое приключение вместе с гномами. А в благодарность за спасенный цветок она получает способность летать.

Казалось бы – хорошая способность, но к добру она не привела. Колька Огурцов (Кукумбер) полез за ней на скалу и свалился оттуда. Врачи говорят: «Позвоночник поврежден. Если и выживет, ходить не сможет». Помочь Кольке могло «только чудо!»

И Ася с помощью гномов стала это чудо творить. Ей пришлось отправиться в Грозовой дом к страшному Грозовому человеку, поменять свою косу на живую воду у Речного царя, найти цветок папоротника в Кульпальскую ночь, расчистить старый лагерный сад. Ведь чудо просто так не дается! Чтобы его совершить нужно проявить смелость и отвагу, собрать волю в кулак и не сдаваться даже когда тебе очень трудно и очень страшно. А когда станет казаться, что силы уже на исходе и никакого чуда не получится – неожиданно придет помощь. Главное, верить и не сдаваться.

«Перестань все время спрашивать почему…» - это первый закон сказки. Поверь в нее и сказка распахнется тебе на встречу и заполнит твою жизнь, поможет совершить чудо.

Но книга эта наполнена не только безоглядной верой в небылицы и чудеса. Вместе со сказочными существами в ней живут и обычные люди со своими проблемами. Это и вожатая Лена, влюбленная в физрука Жор, у и замечательный директор лагеря, отец Кольки Огурцова – Василий Николаевич, и Саша Лазарева – первая красавица в лагере и Наташа Ястрова – капитан футбольной команды, и робкая Сашенька Рекунова, и «обезьянничающий» Мартыш и верный Колькин друг Азат. Жизнь лагеря описано живо, реалистично.

Реальный мир настолько тесно переплетается с миром нереальным, что кажется – отдели один от другого – оба исчезнут. И когда приходит беда, по-настоящему большая, страшная, горькая - оба мира, вместе, стараются её преодолеть. Потому что только так, только вместе можно с любой бедой, даже с самой большой на свете, справиться. Только благородство, любовь, самоотверженность, безоглядная вера в волшебство, в людей и труд могут помочь совершить чудо.

Мир этой книги необычайно теплый и светлый. Каждый герой в ней живет, опираясь на свою философию и необычайную житейскую мудрость. Поступки их находятся в логике и соответствии с тем миром, где они живут. И знакомство с эти миром заставляет по-новому взглянуть на мир окружающий: в самом обычном постараться увидеть необычное, суметь приглядеться, прислушаться к нему. В книге нет ни одного абсолютного злодея, отрицательного персонажа. Героиня в каждом из героев находит то единственное хорошее, необычайное, что делает его уже не пугающим и страшным, а например, просто одиноким (как в случае с Грозовым человеком). Отсутствие жестокости, злобы, пустых обид, несправедливости заставляют верить в торжество добра. А это важно для детской книги.

Кому-то книга может показаться излишне сентиментальной. Наверное, это можно назвать её главным недостатком. Но, это недостаток столь незначителен, что и язык не поворачивается недостатком его назвать. Ведь и над книгами Л. Чарской всплакнуло не одно поколение девиц не только младшего, но и изрядного возраста.

Волшебные приключения с верными друзьями и сверстниками, безудержная авторская фантазия, нарисовавшая этот сказочный и в то же время такой реальный и знакомый мир детского лагеря, хороший язык, простая жизненная мудрость: чудеса приходят к тем, кто их сам создает – вот необходимые слагаемы для сказочной детской повести. В этой книге они успешно сложились. Тамару Михееву можно назвать наследницей традиции А. Волкова, Л. Кассиля, И. Токмаковой, В. Крапивина.

Взрослого же эта книга заставит вспомнить о том, что когда-то, да-да-да, когда деревья были большими… у меня тоже было такое лето. Так же вспыхивали в сосновых ветках солнечные искры, прыгали по полянам солнечнее зверята, мальчишки гоняли в футбол и дразнили девчонок. Были и костры, и чудеса, и полеты во сне и на яву, и приключенья, и разбитые в кровь коленки, и ободраные локти. Были мечты, случались чудеса. А ведь то, что книга, хоть на мгновение помогает вернуться в детство – это тоже, чудо!

Ирина Павлова, детский писатель

Отзыв на книгу "Летние истории"

Хоть одним глазком

Есть книги, от которых пахнет летом. Их, как лекарства, нужно прописывать для чтения мокрой осенью, промозглой зимой и, конечно же, в дни весеннего авитаминоза. На страницах этих книг так много солнца, что начинаешь щуриться. А между страниц обязательно находится засушенный с лета листок...

Но часто такие книги нужно ещё найти. Ведь откуда узнаешь, есть за обложкой лето или нет? Вдруг там дождь? Вдруг снег? Или вообще – космос? Но что уж сомневаться, если книга называется «Летние истории»! Тут нужно не сомневаться, а хватать книгу с полки!

И, честное слово, в этой летней книге Тамары Михеевой будет не только лето, а ещё и истории. Это несколько, на первых взгляд, простых историй из жизни вожатой детского летнего лагеря. Искренних и трогательных. Настоящих. Где ходят настоящие, а вовсе не книжные, люди (и взрослые, и дети). Где не всегда всё так хорошо и гладко, как хотелось бы... Но, может быть, именно поэтому, читая эту книгу, так хочется к ним! Хочется посмотреть на всех лагерных детей, к которым сразу же привыкаешь. Хочется взглянуть в лицо вредной воспитательнице А.М. и спросить её: «Чего вы так, а?» Подружиться с вожатыми...

И, в то же время, сложно представить себе всех героев книги вне летнего лагеря. Должны же они когда-то ходить в школу, на работу, жить в квартирах, вырастать... Но историй в книге немного, и поэтому создаётся ощущение бесконечного, непрекращающегося лета. Наверное, если бы книга закончилась логичным разъездом детей по домам, ожидаемой грустью – это было бы правильно, но неинтересно. А здесь – три финала к трём историям, каждая из которых – как маленькая книга. А общего финала нет. Ничто не заканчивается.

Это не значит, что автору книги нужно «оставить, как есть, и не трогать». Наоборот – здорово, если будут появляться новые истории, а лето будет разрастаться.

И тут я вынуждена признаться. Когда в мои руки попадается книжка про пионерский лагерь (или просто детский летний лагерь), меня охватывает чувство какой-то непонятной мелкой зависти. Казалось бы – что с того, что в детстве меня в лагерь не отправляли? Подумаешь! Чего я там не видела? Но почему-то все, бывавшие там, кажутся мне знающими чуть-чуть больше, чем я. Что им известно что-то такое, обычное для них, но мне недоступное. Поэтому читаются такие книги с особым, исследовательским интересом. Попадись мне такая книга в детстве, она наверняка стала бы одной из любимых и перечитываемых.

Но дело ещё в том, что книга «Летние истории» - это такой вопросительный знак в конце предложения «Что можно отнести к детской литературе». По всем параметрам, это книга не для детей, а про них, поэтому должна относиться к литературе взрослой. Но наверняка, многие взрослые почитают и скажут – а, детская литература, пусть дети читают, не для нас это!

Автор книги во всех трёх историях никак не обращается к читателю. Сложно понять, кому истории рассказываются – взрослому, ребенку? Вероятнее всего другое. Эти истории похожи на воспроизведение настоящих событий и написаны они для себя, для самого писателя. Чтобы не забыть. И, конечно, для примкнувших к писателю читателей. А вот каких – так ли это важно?

И, скорее всего, этими читателями станут именно дети. Потому что никаких снисхождений к возрасту в книге не делается, а дети это любят. И детская жизнь в книге предстаёт такой же важной, как и взрослая (а это действительно так!). И ещё для детей это возможность посмотреть на себя со стороны, глазами взрослого человека. Да, это тоже исследовательский интерес. Будто такая двойная игра, когда писатель пишет для себя, но посматривает откуда-то из текста: "Ну как там, читаете? Себя видите? Мотаете на ус? Ну, мотайте, мотайте, это полезно».

И вот читатели читают, на ус наматывается куча информации, а в окно всё светит и светит жаркое летнее солнце.

Наталья Дубина, детский писатель

Отзыв на повесть "Легкие горы"

Удовольствие от чтения

Меня включили в жюри конкурса им. Михалкова на лучшую прозу для подростков. Читаю одну рукопись, вторую, третью… Тяжеловесно, вторично, не по-детски… И вдруг: «А клубника – ягода веселая, легкая. Хоть и прячется в траве, под листьями, собирать ее нетрудно. Даже от стебля отрывается она с радостным звонким звуком».

Будто в комнату влетел терпкий, степной, легкий ветер. И повесть читалась легко, хотя говорилось в ней о вещах серьезных и часто совсем невеселых. И называлась повесть «Легкие горы». Устроители конкурса не доглядели и не вычеркнули из зашифрованной рукописи имя автора – Тамара Михеева. Но мне кажется, что я и так бы догадался, что это Михеева, потому что уже познакомился с ней и с ее прозой, когда Тамара приезжала в Петербург на Всероссийское совещание молодых писателей, проводимое ДЕТГИЗом. Из произведений участников совещания был составлен сборник. Составители сборника (ими были я, Михаил Яснов и Валерий Воскобойников) оказались в затруднительном положении. Потому что хотелось включить в книгу все рассказы, которые Тамара прислала для обсуждения. Были в них и юмор, и поэзия, и парадоксальность самых, казалось, обыденных ситуаций:

«Димка Зайцев смотрел, смотрел на новую учительницу, а потом взял и закукарекал. А учительница взяла и заплакала».

Ну как не дочитать, что было дальше! Ведь интересно, правда? Но что было дальше, я рассказывать не буду. Потому что очень надеюсь, что у Тамары Михеевой этот и другие ее рассказы и повести будут изданы. И тогда читатели сами получат от чтения такое же удовольствие, какое получил я.

Сергей Махотин, детский писатель, поэт

Случайное фото из фотоальбомов

Написать мне письмо
Hosted by uCoz